Главная   История шашек    Теория     Программы    Фото   Шашки онлайн   Скачать шашки    О сайте

Разделы:

Начинающим

Родителям

Тренерам

Cкачать файлы

Шашечные сайты

Тест на логику

Термины в шашках

Наши чемпионы

ИГРА КАУЛЕНА

1. g3—f4 f6—e5 2. h2—g3.
Ф. Каулен считался одним из самых сильных шашистов в дореволюционной России.
Одна из дебютных систем, которую Ф. Каулен разработал и часто применял в различных соревнованиях, названа его именем.

Учебный пример

1. g3—f4 f6—e5 2. h2—g3 e5—d4 3. c3:e5 h6—g5 4. f4:h6 d6:h2 5. a3—b4 g7—f6 6. b4—а5  f6—e5 7. b2—сЗ h8—g7 8. c3—b4 g7—f6 9. a1—b2 e5—f4 10. e3:g5 f6:h4 11. d2—e3 b6—с5  12. b4:d6 c7:e5 13. b2—сЗ e5—f4 14. e3:g5 h4:f6 15. c3—d4 a7—b6 16. a5:c7 d8:b6? (Этот ход проигрывает партию. Надо побить 16... b8:d6, и позиция черных защитима.) (Диаграмма 1.)

17. c1—d2! (После этого хода у черных единственное продолжение 17... b6—а5. На 17... е7—d6 белые проведут комбинацию 18. f2—g3 h2:f4 19. d4—е5 f6:d4 20. d2—еЗ и останутся с лишней шашкой. Не спасает и 17... b8—а7 (или 17... b8—с7), тогда после 18. f2—g3 h2:f4 19. d4—с5 b6:d4 20. d2—еЗ белые попадают на преддамочное поле и снова выигрывают партию.) 17... b6—а5 18. d4—с5! f6— е5 19. d2—c3 е5—f4 20. e1—d2 e7—f6  21. c3—d4  f6—g5 22. f2—g3 f4—e3  23. d4:f2 h2:f4  24. f2—g3  f4:h2 25. h6:f4 f8—e7 26. f4—e5 b8—с7 27. d2—сЗ, и белые победили. (Партия Б. Герцензон — Ф. Семенов.)

                ИГРА ФИЛИППОВА

1. e3—d4 d6—e5 2. a3—b4h6—g5.
Начало разработано в конце XIX века известным петербургским ша­шистом Василием Григорьевичем Филипповым. «Учитель» — так называли его многие любители шашечной игры. Он часто и с большим успехом применял его в партиях с сильными противниками. Неожиданные удары, незаметные комбинации и сложная позиционная игра принесли этому закрытому началу большую популярность.

                                           Учебный пример

1. e3—d4 d6—e5 2. a3—b4 h6—g5 3. g4 —h4 b6—а5 4. b2—аЗ e7—d6 5. f2—g3 f8—e7 6.b4—c5 d6:b4 7. a3:c5 c7—d6? (Как заманчиво напасть и попытаться выиграть шашку с5. Но белые оказались дальновиднее: последовала двухвариантная комбинация с проходом в дамки. Черным следовало продолжать 7... g5—f4, сохраняя симметричную позицию.) (Диаграмма 2.)

8. сЗ—b4!! е5:сЗ (проигрывает 8... а5:сЗ из-за 9. d4:b2 d6:b4 10. g3—f4, и куда бы черные ни били, белые сни­мают четыре шашки или пять шашек и прорываются в дамки) 9. a1—b2! c3:a1 10. d2—e3 а5:сЗ 11. c1—b2 d6:b4
12. b2:d4 a1:e5 13. g3—f4  e5:g3 14. h2:a3 с полным разгромом черных.
Мы с вами познакомились с некоторыми шашечными дебютами. Это только маленькая часть начал, существующих в игровой практике. Дебютам посвящены отдельные книги, в которых разбираются многочисленные варианты, возникающие после тех или иных ходов. В дальней­шем вы познакомитесь по книгам с многогранной теорией начал и сумеете применять ее на практике.
Большинство наших учебных примеров заканчивалось простой или сложной комбинацией. Но наряду с комбинациями в начале партии после ошибки противника можно добиться победы при Помощи пози­ционной игры. Приведем несколько примеров.
В «городской партии» после ходов: 1. c3—d4 d6—c5 2. b2—сЗ f6—g5 3. c3—b4 g5—h4 4. b4:d6 е7:с5 5. d2—c3 h6—g5? позиция белых (только после одного ошибочного хода черных) становится позиционно выигранной. Далее 6. g3—f4 g7—h6 7. f4—e5. (Диаграмма 3.)

Белые лишили черных взаимодействия между левым и правым флангами. Теперь как бы черные ни играли, поражения им не избежать. Рассмотрим все возможные продолжения.
I. 7... b6—а5 8. d4:b6 a7:c5 9. e3—f4 g5:e3 10. f2:b6, и если черные захотят отыграть шашку ходом 10... b8—а7 то последует 11. c1—d2!  а7:с5 12. c3—b4 а5:сЗ 13. d2:b8 с выигрышем.
II. 7... d8—e7 8. e5—d6 с7:е5  9. d4:a5X.
III.      7... f8—e7 8. c3 —b4 e7—d6 9. e5—f6 g5—e7 10. d4—e5 d6:d2 11. b4:f8X.
IV. 7... f8—g7 8. c3—b4 b6—а5 9. b4:d6 g7—f6 10. e5:g7 h6:f8 (если 10... с7:сЗ, то решает 11. g7—f8, а при 10... h8:f6 выигрывает 11. d6—e7)
11. h2—g3 c7:c3 12. g3—f4 (Вначале выигрывается беззащитная шашка g5, а затем такая же участь постигнет и черную шашку сЗ. Лишняя шашка принесет белым победу.)
V. 7... h8—g7 8. аЗ—b4! с5:аЗ 9. e5—d6 с7:е5 10. d4:h8 с выигрышем.
Это пример, где один лишь ошибочный ход в дебюте сразу же приводит к проигрышу.
В «обратной городской» после ходов: 1. c3—b4 f6—е5 2. еЗ—f4 g7—f6 3. b2—сЗ b6—с5  4. d2—еЗ f6—g5? поражения черным не избежать. (Правильно продолжать 4... а7—b6 или 4... f8—g7.) 5. g3—h4 e5:g3 6. h4:f6 e7:g5 7. f2:f6. (Диаграмма 4.)

Теперь у черных два возможных продолжения.
Первое: 7... f8—e7.
Второе: 7... f8—g7. Рассмотрим их.
I. 7... f8—е7 8. h2—g3! e7:g5 9. g3—f4 h8—g7 10. b4—а5  g7—f6
11. a1—b2   g5—h4 12. c3—d4 f6—g5 (не спасает и 12... a7—b6, тогда 13. b2—сЗ f6—g5 14. e1—f2 d8—e7 15. d4—e5 с выигрышем) 13. d4:b6 a7:c5 14.b2—сЗ, и белые должны победить.
II. 7... f8—g7 8. c1—d2! g7:e5 9. e3—f4 e5:g3 10. h2:f4 h8—g7 11. d2—e3 g7—f6 12. b4—а5  f6—g5 13. a1—b2 g5—h4 14. c3—d4, и белым обеспечена победа.
В «игре Филиппова» уже второй ход черных ведет к проигрышу. 1. еЗ—d4 d6—е5 2. a3—b4 b6—а5? 3. f2—еЗ. Этим ходом белые выклю­чили из игры шашки левого фланга черных. Теперь они могут играть только шашками правого фланга. У черных — четыре возможных про­должения.
Первое: 3... а7—b6.
Второе: 3... с7—b6.
Третье: 3... с7—d6.
Четвертое: 3... е7—d6. Разберем их. (Диаграмма 5.)  

I. 3... а7—b6 4.b4—c5! b8—а7 5. еЗ—f4 c7—d6 6. b2—аЗ d6:b4 7. аЗ:с5, и белые выигрывают.
II.      3... с7—b6 4.b4—c5! b8—с7 (или 4... d8—c7) 5. e3—f4 c7—d6 6. b2—аЗ
d6:b4 7. аЗ:с5 с выигрышем.
III. 3... c7—d6 4. b2—аЗ b8—с7 (или 4... d8—c7) 5. e3—f4 с7—b6 6.b4—c5 d6:b4 7. аЗ:с5, и снова белые побежда­ют.
IV. 3... e7—d6 4. b2—аЗ с7—b6 (если 4... d8—е7, то 5. еЗ—f4 с7—b6 6.b4—c5 d6:b4 7. аЗ:с5Х) 5.b4—c5 d6:b4 6. аЗ:с5, и черные должны проиграть.
Мы показали вам приемы позиционного выигрыша в трех дебютах после ошибочных ходов черных. От дебюта зависит многое. Если начало партии разыграно правильно, то в середине ее играющий будет иметь по меньшей мере равную позицию, а может быть, даже и преимущество, которое скажется в окончании.

Далее

Вернуться в начало

Главная

 

Содержание:

Городская партия. Обратная городская партия.

Кол.Обратный кол.

Отыгрыш. Старая партия.

Перекресток. Обратный перекресток.

Косяк. Обратный косяк.

Тычок. Обратный тычок.

Игра Петрова. Центральная партия.

Игра Бодянского. Обратная игра Бодянского.

Игра Каулена. Игра Филипова.

Ленинградская защита.

Киевская защита.

Гибельное начало.

Новое начало. Вилочка.

(C) 2009-2021 kombinashki.ru