Главная   История шашек    Теория     Программы    Фото   Шашки онлайн   Скачать шашки    О сайте

Разделы:

Начинающим

Родителям

Тренерам

Cкачать файлы

Шашечные сайты

Тест на логику

Термины в шашках

Наши чемпионы


РАЗМЕН И ВЫИГРЫШ ТЕМПА

В шашечной партии с начала и до конца происходят размены. Произвести размен — это значит отдать под бой одну или несколько своих шашек и взять такое же количество шашек противника. Размены в игре имеют большое значение. При их помощи можно перегруппировать свои шашки, перебросить дополнительные силы на ослабленный фланг или в центр доски. Иногда от возможности произвести размен зависит результат партии. Рассмотрим один из примеров.
Белые: е1, f2; черные: а 7, f4.
При своем ходе белые имеют два возможных продолжения: первое — сделать ход 1. e1—d2, второе — разменять черную простую f4 ходом 1. f2—еЗ— Какой же ход выбрать? Попробуем решить этот вопрос, проверив на доске возникающие позиции.
Первое: 1. e1— d2 а7—b6 2. f2—еЗ (если 2. d2—сЗ, то после ответа 2... b6—с5 черные выигрывают) 2... f4—g3 3. d2—сЗ g3—h2 4. еЗ—f4 h2— g1 5. f4—g5 g1—c5 6. g5—f6 c5—f8 7. c3—b4 f8:a3 8. f6—g7. Задержать белую простую невозможно. Партия должна закончиться вничью.
Второе: 1. f2—e3 f4:d2 2. e1:c3 а7—b6 3. c3—d4 b6—а5 4. d4—c5 Белые выиграли при помощи выгодной оппозиции. В чем же тут дело? Почему после размена получилась оппозиция в пользу белых? Ларчик здесь открывается просто. При размене белая шашка e1 «перескочила» через поле и оказалась сразу на третьей горизонтали. При простом движении ей бы потребовалось для занятия поля сЗ сделать два хода. Размен позволил белым выиграть «шашечное время». А чем можно измерить «шашечное время»? Оно измеряется ходами или темпами. Темп — единица «шашечного времени». В показанном примере белые, произведя размен, выиграли темп, и этот выигрыш дал им возможность добиться выгодной оппозиции.
Для нахождения правильного продолжения нужен конкретный расчет. Это нам подтвердит следующая позиция. Белые: g1, h2; черные: h4, h8.
В этом положении белые добиваются победы независимо от того, чья сейчас очередь хода. Рассмотрим их игру в каждом из вариантов.
I.  Первый ход белых: 1. g1—f2! h8—g7 2. h2—g3! g7—f6 3. g3—f4, и
белые, занимая выгодную оппозицию, выигрывают.
II.  Первый ход черных: 1... h8—g7 2. h2—g3! (но не 2. g1—f2, тогда
2... g7—h6 3. f2—e3 h6—g5, и ничья) 2... h4:f2 3. g1:e3 g7—f6 4. e3—f4, и
опять—таки белые победили.
Почему же в обоих случаях они добились выигрыша? Потому что они имели «право» на размен, а следовательно, могли, когда это им выгодно, выиграть темп. Теперь возникает вопрос: всегда ли выгодно производить размен? Нет. Иногда размен бывает невыгодным и даже может привести к проигрышу. Вот пример.
В позиции — белые: b2, d2, d4, e1, h4, черные: d6, d8, f4, f6, h6 — к распоряжении белых три размена. Один размен — «три на три», другой — «две на две», третий — «одна на одну». Рассмотрим поочередно эти продолжения Размен «три на три»: 1. d4—е5 f6:d4 2. d2—e3 f4:d2 3. e1:c7 d8:b6 4. b2—сЗ b6—c5, и черные выигрывают, так как оппозиция в их пользу.
Размен «две на две»: 1. d4—с5 d6:b4 2. d2—e3 f4:d2 3. e1:a5 d8—c7 4. b2—сЗ f6—e5 5. сЗ—b4 e5—d4, и снова черные добиваются победы.
Размен «одна на одну»: 1. d2—еЗ f4:d2 2. e1:c3 приносит активную игру. Позиции примерно равны.
Подведем итог. Первые два размена приводят к проигрышу партии, третий — дает белым хорошую игру. Вывод один: прежде чем произвести любой размен, необходимо рассчитать финальную позицию, которая получится после размена. Но рассчитать ее — этого еще мало. Надо правильно ее оценить, то есть выяснить, в чью же она пользу.
Иногда размен связан с получением оппозиции. В следующем примере на диаграмме 6 это ясно видно.

При первом взгляде на эту позицию может показаться, что черным ничего не угрожает. Например: 1. e1— d2? а5—b4 2. d2—еЗ b4—сЗ, и черная шашка свободно проходит в дамки. Наверное, белым придется подумать о ничьей. Но это не так. Белые, делая неожиданный ход, добиваются победы. Вот как это происходит.
1. c1—d2! аЗ—b2 2. h4—g5! h6:f4 3. d2—e3 f4:d2 4. e1:a1 а5—b4 5. a1—b2, и черные проигрывают из—за оппозиции.
Вместо 1... аЗ—b2 черные могли вначале пожертвовать шашку и только потом пойти в дамки. Но и это их не спасало. 1... hб—g5 2. h4:f6 аЗ—b2 3. d2—сЗ b2:d4 4. f6— g7. Следующим ходом белые поставят дамку на поле h8, и черным в дамки не успеть. Вновь побеждают белые.
Заканчивая этот раздел, мы хотим еще раз посоветовать нашим читателям перед любым разменом произвести сначала расчет позиции, которая получается после размена. Оценить ее и только после этого дать себе «команду» разменять шашки!

Далее

Вернуться в начало

На главную

 

Содержание:

Как можно выйграть шашку

Что называется оппозицией

Размен и выйгрыш темпа

Связка

Зажим

Жертва

Угроза

Окружение (охват)

Использование свободного темпа

Использование самоограничения

Заключение (запирание)



(C) 2009 - 2024 / Kombinashki.ru
Игра шашки, обучение игре в русские шашки.