Главная   История шашек    Теория     Программы    Фото   Шашки онлайн   Скачать шашки    О сайте

Разделы:

Начинающим

Родителям

Тренерам

Cкачать файлы

Шашечные сайты

Тест на логику

Термины в шашках

Наши чемпионы


ДВЕНАДЦАТЬ БЫСТРЫХ ПОБЕД

Теперь, дорогой маленький читатель, когда ты  с помощью  Сени  и  Храбрика (и немножко с нашей) узнал, что такое в шашках оппозиция, как побеждать, имея дамку  против  простых,  как  выигрывать шашку, что такое комбинация и как нужно ловить дамку, когда ты все это и кое-что другое усвоил,  мы предлагаем тебе посмотреть 12 партий, где ты будешь наблюдать, как развертываются на шашечной доске сражения, начиная с самого первого хода (а его, как ты помнишь, всегда делают белые).
И раз, и два, и три, не спеша, разыграй эти партии, вдумываясь в смысл ходов, которые подскажут тебе примечания.
Приведенные тут поединки — короткие. В них один из партнеров проигрывал, потому что попадал в ЛОВУШКУ. Ты, наверно, знаешь, что такое ловушка при ловле птиц или зверей. А в шашках?

УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ

ЛОВУШКА В ШАШКАХ — особый прием: игрок соблазняет противника сделать какой-то ход, который выглядит для него выгодным, а на самом деле приносит урон.
Однако надо иметь в виду, что игра на ловушки может порой оказаться вредной для собственной позиции. И поэтому, прежде чем поставить ловушку, следует подумать: «А что будет, если противник разберется и сделает другой ход?»

Партия № 1

1. сЗ —d4.
Так любят начинать партию очень многие шашисты— первым ходом они занимают центральное поле d4, направляя туда шашку сЗ, а затем развивают (подтягивают) силы своего левого фланга. Но можно избрать и любой другой из семи возможных первых ходов: ни один из них еще не проигрывает и не выигрывает.
I...d6—с5 2. b2 —сЗ с7 —d6 3. сЗ — b4 b6—а5 4. d4:b6 а5:с7.
Ото начало называется ОТЫГРЫШ. Черные перестраивают ряды на своем правом фланге и собираются перейти к мобилизации сил на левом.
5. a1—b2.
Белые намерены подтянуть к центру угловую шашку. У них есть и много других возможностей: 5. d2 — сЗ, или 5. еЗ—d4, или 5. g3—f4. Могут они попробовать даже вторгнуться в лагерь противника — 5. b4 — с5 d6:b4 6. аЗ:с5. Правда, после 6.. .f6 — е5 (сразу 6...c7 — d6 бесцельно ввиду 7. g3 — f4 d6:b4 8. f4—e-5) белым придется (из-за угрозы 7...е5—d4) перейти к защите: 7. g3 — f4 e5:g3 8. h2: f4. Теперь черные начнут атаковать шашку с5. У них есть три нападения, а у белых только две защиты. Смотри: 8...с7 — d6 (первое нападение) 9. a1—b2 d6: b4 10. b2 — аЗ (первая защита) 10...b8 — с7 11. аЗ:с5 с7—d6 (второе нападение) 12. c1 — b2 d6:b4 13. b2 — аЗ (вторая защита) 13...d8 — с7 14. аЗ:с5 с7—d6 — третье нападение. У белых третьей защиты нет и шашка с5 неминуемо гибнет. Им сейчас лучше всего пойти 15. с5—b6 а7:с5 16. d2 — сЗ, и, несмотря на проигрыш шашки, белым, ввиду того, что у черных очень ослаблен правый фланг, удается точной игрой добиться ничьей. Например, 16...g7 —f6  17. f2 — g3 (но не 17. сЗ—d4? Почему?) 17...h8—g7 18. g3—h4 или 17...f6—e5 18. g3—h4. В обоих случаях белые добиваются ничьей.
5...h6—g5.
Это сильнейший ход. Кроме того, он создает хитрую ловушку — соблазняет   противника   сыграть   g3—h4.
6. g3—h4?
Когда белые делали ход 5. a1—b2, они предполагали потом пойти 6. b2 — сЗ. Конечно, с каждым ходом положение на доске меняется, и то, что хорошо сейчас,
на следующем ходу уже может быть плохо. Но в данном случае этого не произошло: ход 6. b2— сЗ остался одним из лучших. Возможно, было и 6. g3— f4. (Но ты, конечно, понимаешь, что сразу проигрывает 6. еЗ — d4? Почему?) В партии же, после того как черные ответили 5...h6—g5, белым показалось, что им сейчас удастся связать, исключить из игры большую армию, расположенную на левом фланге противника. Не продумав последствий, они избрали выглядящий выгодным ход 6. g3 — h4 и... угодили в ловушку!

Диаграмма 72

Последовало: 6...f6—е5! 7. h4:d4. Теперь на левом фланге белых образовалось решето. 7...d6 — с5, и, получив дамку, черные легко выиграли.

Партия № 2

1. сЗ —d4 d6—с5 2. b2 — сЗ с7 —d6 3. сЗ —b4 b6— а5 4. d4:b6 а5:сЗ 5. d2:b4 а7:с5. Это ОТЫГРЫШ С РАЗМЕНОМ ВПЕРЕД.
А можно ли было сначала побить 4...а7:с5, а потом 5...а5:сЗ? Нет! На 4...а7:с5? последует 5. c1—b2 а5:сЗ 6. b2:b6. И хотя кажется, что черные отыгрывают потерянную шашку, продолжая 6...b8—а7, на самом деле это им не удается: 7. d2 — сЗ а7:с5 8. сЗ — d4 с5—b4 9.аЗ:с5 d6:b4 10. d4—е5Х.
6. a1—b2 f6 — е5. Внимание! Черные расставили ловушку!
7. b2 —сЗ?

Диаграмма 73

На первый взгляд белые избрали сильное продолжение — вводят в бой за центр еще одну шашку. Однако именно после этого хода сработает ловушка черных!
7...c5 —d4!   8. еЗ:с5   е5 —f4   9. g3:c7   d8:b2X.
На следующем ходу простая b2 превратится в дамку, и черные получат решающее преимущество. Но запомни:  даже имея выигрышное положение, нельзя расслабляться. Играть надо вдумчиво до самого конца — пока противник не сдастся.

Партия № 3

Первые шесть ходов такие же, как в предыдущей партии: 1. сЗ —d4 d6 —с5 2. b2 —сЗ с7 —d6 3. сЗ —b4 b6—а5 4. d4:b6 а5:сЗ 5. d2:b4 а7:с5 6. a1—b2 f6—е5.
В этой партии игравший белыми разглядел ловушку и пошел не 7. b2 — сЗ?, а применил иное продолжение.
7. g3 — f4 e5:g3 8. h2:f4 g7—f6 9. b2 —сЗ.
Теперь этот ход безопасен. А вот пойти 9. e1 — d2? было нельзя: тогда — 9...d6—е5! 10. f4: d6 f6—е5! 11. d6:f4 d8—с7Х.
9...f6 —e5 10. f2 —g3?

Диаграмма 74

Белые попадаются на комбинацию такого же типа, как в партии № 2. Хотя здесь она несколько сложнее, все же при внимательной игре белые сумели бы ее обнаружить. Обязаны были! Им надо было продолжать 10. e1 — d2 или 10. g1— h2 e5:g3 11. h2:f4. Но, конечно, не 10. b4—a5? Почему?
Как же тут провести уже знакомую тебе комбинацию? Ведь мешает шашка на f4... И черные удаляют ее оттуда!
10...h6 — g5! 11. f4:h6.
Дальнейшее тебе уже известно.
11...c5 —d4! 12. еЗ:с5 е5 —f4 13. g3:c7 d8:b2. Черные получают дамку, но у белых лишняя шашка. Спасет она их? Нет! Здесь должен победить имеющий дамку. Убедись в том сам — разыграй с приятелем эту партию до самого конца. И вновь предупреждаем: что­бы достойно закончить борьбу, надо играть очень внимательно.

Партия № 4

1. сЗ —d4 f6 —g5 2. g3 —f4 g7—f6 3. b2 —c3 h8-g7.
Такое начало называется ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПАРТИЯ.
4. c1—b2!
Это не только лучший, но и единственный ход. Все другие продолжения проигрывают. Конечно, ты видишь, что нельзя пойти 4. аЗ—b4? (почему?) и что нельзя 4. сЗ—b4? (тогда 4...d6— е5 5. f4:d6 с7:а5, и черные остаются с двумя лишними шашками). Если 4. a1—b2, то 4...d6—с5, и у белых нет полезных ходов. Например, 5. d4—е5 f6: d4 6.сЗ:е5 с5—b4 7.аЗ:с5 b6: f6 с лишней шашкой у черных. Или 5. сЗ — b4? g5 — h4X. Если 5.f4—е5, то 5...е7—d6 6. f2 —g3 d6:f4 7. g3:e5 b6— a5 8. d4:b6 f6:f2 9. g1:e3 a7:c5 — у черных лишняя шашка. Можно доказать, что не спасает белых и 5. h2 — g3.
4...b6 — с5 5. d4:b6 а7:с5.
Теперь черные угрожают ходом с5—d4 подорвать пункт еЗ (как бы белые ни побили) и проникнуть в дамки. Белым необходимо немедленно закрыть доступ к этому пункту.
6. сЗ —d4 с5 —b4? 7. аЗ:с5 d6:b4.
Черные устремляются на ослабленный левый фланг противника, полагая, что их шашка b4 в безопасности, так как белые пойти d4 — е5 не смогут. Однако такой расчет оказался ошибочным.

Диаграмма 75

7. b2 —аЗ! c7—d6 8. аЗ:с5 d6:b4 9. h2—g3! Вот в чем дело! Белые угрожают захватить пункт h4,
связав этим силы черных на их левом фланге, а затем, подорвав пункт f6, побить в дамки на h8. Поэтому черные вынуждены сами зайти на h4 шашкой g5. Тогда-то у белых и появляется возможность сделать решающий ход d4 — е5.
9...g5—h4 10. d4 —е5 f6:d4 11. еЗ: аЗ.
Лишняя шашка должна обеспечить белым победу.

Партия № 5

1. аЗ—b4 b6—а5.
Это начало называется ИГРА БОДЯНСКОГО, так как его еще в конце прошлого века разработал и часто применял знаменитый шашист, организатор первых Всероссийских шашечных турниров, учитель истории Павел Николаевич Бодянский.
2. еЗ—d4.
Обычно здесь играют 2. b2—аЗ.
2...c7—b6.
Сильнейшим считается 2..f6—е5 3. d4:f6 e7:g5. Полезно знать, что 2...d6—е5? уже проигрывает. Покажем главный вариант доказательства: 3. f2 — еЗ е7—d6 (лучшего у черных нет. Их левый фланг из игры выключен— 3...h6—g5 4. g3—f4X. А если З...с7—d6, то 4. b2—аЗ b8—с7 5. еЗ—f4 с7—Ь6 6. b4—с5 d6:b4
7. аЗ:с5, и при полной доске шашек черным нужно сдаться ) 4. b2—аЗ е7—b6 5. b4—с5 d6:b4 6. аЗ:с5 h6—g5. Такое положение возникло в партии прославленных мастеров В. В. Медкова и В. Г. Филиппова. Последний, играя белыми, избрал 7. g3 — f4. И хотя он одержал победу, досталась она ему очень нелегко. Видимо, проще дойти до цели, продолжая 7. еЗ — f4 g5:e3
8. d2:d6, и если, например, 8...d8—с7, то 9. e1 — d2 с7:е5 10. d2—еЗ и от угрозы 11. еЗ—f4 нет защиты. Не спасают черных и другие продолжения.
3. d4 —с5 b6:d4 4. сЗ:с7 d8:b6 5. g3 — f4 а5:сЗ 6. b2:d4.

Диаграмма 76

Небрежная игра черных в начале партии привела к тому, что силы их не развиты, правый фланг ослаблен, левый — перегружен. Им предстоит длительная защита. К тому же в позиции, показанной на диаграмме, стоит ловушка: кажется, что черным сейчас выгодно занять пункт d6, чтобы затем упростить положение ударом на е5.
Это попытались они сделать, но... угодили в ловушку:
6...е7 —d6? (надо было пойти 6...f6—g5) 7. d4 — е5! f6:d4 8. f4 —g5 h6:f4 9. d2 —еЗ (можно и 9. f2—еЗ) 9...f4:d2 10. e1:e5.
Лишняя шашка принесла белым победу. Так было в партии В. Городецкий — В. Богомолов, сыгранной в чемпионате Белоруссии одним из авторов этой книжки, когда он еще был школьником в далеком 1934 году.

Партия № 6

А эта партия Ю. Барский — А. Рейзес была сыграна тоже в 1934 году другим автором книжки в первом Всесоюзном    детском    шахматно-шашечном    турнире.
1. g3 — h4 b6 —с5.
При ответе 1...b6—а5 возникает начало, названное ИГРА ПЕТРОВА, так как впервые оно было исследовано в уже упомянутой нами книге Александра Дмитриевича Петрова «Руководство к основательному познанию шашечной игры, или Искусство обыгрывать всех в простые шашки», вышедшей в 1827 году. Там приводится и следующая часто встречающаяся в партиях новичков ловушка — 2. f2 — g3 с7—b6 (не лучший ход; сильнее 2...а7 — b6) 3. еЗ — f4 f6 — е5? — а это уже ошибка, ведущая к проигрышу: 4. f4 — g5! h6 : f 4 5. сЗ—d4 e5: сЗ 6. d2: b4! а5 : c3 7. g3: a5 и, забрав еще шашку сЗ, белые останутся с двумя лишними.
2. f2 — g3 а7 —b6 3. сЗ —d4 b8—a7 4. b2 — сЗ h6 — g5?

Диаграмма 77

После сделанного черными хода белые быстро одерживают победу.
5. g3 — f4!, заставляя противника защитить шашку— 5...g7 — h6.
А теперь следует — сначала жертва 6. f4 — е5 d6:f4, потом нападение 7. сЗ — Ь4! е7 — d6, а затем и удар 8. d4 —е5 f6:f2 9. e1:e5 d6:f4 10. b4:b8. Черные сдались.

Партия № 7

1. еЗ —d4 d6—с5 2. f2 —еЗ.
Начало, которое называется ИГРА ФИЛИППОВА.
2...c7—d6.
В случае 2...f6—g5 белым нельзя, конечно, пойти 3. сЗ—b4? (из-за 3...g5—h4! 4. b4: d6 h4:f2! 5. e1 : g3 с7 : h4X), но к интересным осложнениям с красивой жертвой может повести ход 3. g3 — h4. Если ответом будет 3...g5 — f4 4. e3:g5 h6 : f 4, то после неожиданного 5. сЗ—b4 с5:еЗ 6. b4—с5! b6:d4 у черных оказываются две лишние шашки. Однако белые спокойно продолжают 7. d2 — сЗ, и выясняется, что противник уже рад был бы так их отдать, чтобы не потерять третью! Это удается только ходом 7..f4 — g3! Белым лучше всего бить 8. h4:f2 и после 8...е7 — f6 9. сЗ:е5
f 6 : d4 10. e1 — d2 (или 10. b2—сЗ) возможности обеих сторон равны. Черные могут также продолжать и 8...е7 —d6.
3. сЗ —b4 f6 — g5 4. e1— f2?

Диаграмма 78

Как бы ты сейчас сыграл, командуя черными? Если, не задумываясь о последствиях, лихо устремился бы в дамки — 4...b6—а5? 5. d4:b6 a5:e1, то честно скажем:   мы   бы  тебе  не  позавидовали.   Ведь   после
6.bб —с7! d8:b6 7.g3 — h4 e1:g3 8. h4:a5 у черной дамки не будет ни одной безопасной стоянки. Куда бы ею ни пойти, она погибнет, и ты, как старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке», останешься у разбитого корыта. Убедись сам, что это так. Вышло бы, что ловушка, поставленная белыми ходом 4. e1—f2?, принесла им успех.
А вот если бы ты отклонил «любезное приглашение» белых пройти в дамки на e1 и вместо ожидаемого ими 4...b6 — а5 сыграл 4...g7 — f6!, то заставил бы их пожалеть о поставленной ловушке и вспомнить пословицу: «Не рой другому яму — сам в нее попадешь».

Партия № 8

1. сЗ —d4 f6—g5 2. b2 —сЗ g7 — f6 3. g3—f4. Белые, как и в № 4, избирают центральную партию.
З...h8—g7 4. c1—b2 d6—е5 5. f4:d6 с7:е5. В партиях мастеров такое продолжение встречается очень редко, хотя оно и заслуживает внимания.
6. аЗ —b4.
К очень интересной борьбе приводит 6. d4 — с5 b6:d4 7. еЗ:с5. 6...b6— а5 7. f2 — g3 d8 — с7 (ловушка) 8. g1— f2?.

Диаграмма 79

По сути, седьмой ход черных был очень плохим. Белым следовало в ответ избрать такой план: 8. g3 — h.4! g5—f4   (другие   ходы   не   лучше)   9. e3:g5   h6:f4
10. b2—аЗ или 10. b4 — с5, и позицию черных спасти не удастся. А почему белым нельзя идти в дамки, подорвав поле f6 (10. h2 — g3 f4:h2 11. h4 —g5), тебе станет ясно, когда досмотришь партию до конца.
Сейчас начнет действовать взрывной механизм ловушки:
8...g5—f4!   9. e3:g5   f6:h4!   10. d4:h8   f8 — g7
11. h8:b6  a7:g1, снимая пять шашек и выигрывая.

Партия № 9

1. сЗ —d4   d6—е5  2. b2 —сЗ   е7 —d6  3. еЗ —f4.
Такое   начало   называется   ПЕРЕКРЕСТОК.   Силы обеих сторон перекрещиваются в центре. 3...f8 —е7.
Часто черные продолжают З...b6—а5 4. f2 — еЗ с7—b6 5. c1—b2 b6—с5 6. d4:b6 а5:с7. Полезно знать, что черным нельзя брать вперед 6...а7:с5, так как после 7. сЗ — b4  а5: сЗ 8.b2:b6 b8—а7 следует 9. g3 — h4!, и как бы черные ни побили, они теряют шашку. Например, 9...а7:с5 10. аЗ — b4!, и решающий удар на g5 неминуем.
4. f2 —еЗ b6—с5 5. d4:b6 а7:с5 6. g3 — h4.
Белые перестраивают свои ряды и уходят от угрозы 6...е5—d4.
6...e5:g3   7. h4:f2   f6 —е5   8. сЗ —b4   h6 — g5
9. a1—b2 g5—h4 10. еЗ —f4.
К интересной и сложной борьбе ведет продолжение
10. h2 — g3.
10...e5:g3 11. h2:f4 е7—f6.
Это не только лучший ход, он еще ставит белым скрытую ловушку.

Диаграмма 80

12. f4 — g5?
Вот это-то проигрывает! Следовало продолжать 12. b2—сЗ.
12...f6 — е5! 13. g5 — h6 (других ходов — ты согласен?—нет) 13...b8 — а7! 14.h6:f8 h8 — g7! 15.f8:h6 e5 —f4 16. h6:b6 c7:a1.
Белые сдались. Так выиграл И. Вилкомир у Н. Спанцирети в турнире кандидатов в мастера в 1940 году.

Партия № 10

I. c3 —d4 f6—g5 2. b2 —c3 e7 —f6.
Это ИГРА COKOBA. Василий Александрович Соков (1912—1944) — выдающийся советский шашист, чемпион СССР. Он погиб на фронте, во время Великой Отечественной войны, защищая Родину.
3. g3 — f4 d8— е7 4. c1—b2 b6—а5 5. h2 —g3!
Хороший ход. Обычно здесь играли 5. d4 — с5 d6:b4 6. аЗ:с5 е7—d6 7. с5 : е7 f 6: d8.
5...g5 —h4 6. g1—h2 f6 —g5 7. f4 — e5 d6:f4 8. g3:e5 e7 —d6 9. аЗ — b4!
Сильным выглядело 9. d4—с5. Но тогда 9...d6:f4 и нельзя 10. с5—b6? а7:с5 11.
сЗ —b4 а5:сЗ 12. b2:d8 из-за 12...f4 — g3! 13. h2:f4 f8—e7 14. d8:f6 g7:g3, и в дамки прорываются черные!
9...d6:f4 10. b4 —с5.
У белых на шашку меньше, но очень сильная позиция.
10...c7 —b6?!
В этом очень сложном, но очень плохом для черных положении они решили сыграть на ловушку, в которую белые и попали. Правда, черным трудно найти более сильное продолжение.

Диаграмма 81

Не правда ли, соблазнительно сперва поставить на d6 рожон, а уж потом, сыграв f2—g3, вернуть отданную шашку? Белые так и поступили...
11. с5 —d6?
Надо было сразу пойти 11. f2 — g3 с подавляющей позицией.
11...b6 —с5! 12. d6:b4 h4 — g3! 13. f2:f6 g7:e5 14. d4:f6 f8 —e7 15. f6:d8 b8—c7 16. d8:b6 a7:c1 17. e3:g5 h6:f4. Белые сдались. Так игралась партия В. Кутыркин — В. Городецкий в 1957 году во всесоюзных командных соревнованиях спортивного общества «Спартак».

Партия № 11

1. g3 —f4 f6 —g5 2. f2 —g3 g5—h4 3. g1—f2 d6 —c5. БЕЗЫМЯННОЕ НАЧАЛО. 4. сЗ —b4 b6—а5 5. b4:d6 е7:с5 6. b2 —сЗ d8—е7. Соперники ведут борьбу за пункт с5.
7. f4 — е5.
Белые наступают. Теперь черным нельзя 7...h6—g5 из-за 8. е5 — d6 (или f6) с7:е5 9. сЗ — b4Х. Если 7...c7—b6, то 8.е5—f6! e7:g5 9. сЗ—b4 а5:сЗ 10. d2:d6, и рожон на d6 обеспечит победу.
7...g7—f6 8, e5:g7 h8:f6 9. еЗ — f4!
Белым надо считаться со слабостью пункта g1. Избранный ими план решает эту задачу наилучшим образом. Сейчас они угрожают 10. f4 — g5 h6 : f 4 1 1. g3 : g7
f 8: h6 12. сЗ — b4Х. Чтобы не допустить этого, черным следует либо закрыть пункт d6, либо самим атаковать шашку f4. Они предпочли последнее: 9...f6 — g5.

Диаграмма 82

10. c1—b2! (неожиданный удар!) 10...g5:c1.
Если 10...g5:g1, то 11. e1— f2! g1:c1 12. g3—f4 c1:g5 13. h2 — g3 h4:f2 14. сЗ —b4, как было в партии.
11. g3—f4 c1:g5 12. e1 —d2 g5:c1 13. f2 — e3 c1:g5 (если 13...c1: f4, то 14. сЗ—b4Х)
14. h2 —g3 h4:f2 15. сЗ — b4 а5:сЗ 16. b2:е1. В этом положении (оно возникло в партии В. Городецкий — И. Качеров) черные сдались. Между тем продолжая 16...h6 — g5! 17. e1 — g3  f8 — e7!, они могли бороться за ничью.

Партия № 12

Это особенная партия. Она была сыграна 160 (!) лет назад.
В Москве тогда проживал замечательный шашист Иван Петрович Селезнев. О его игре сохранились легенды, уверяющие, что уже после нескольких начальных ходов он безошибочно определял, каким результатом должна закончиться борьба. В ту далекую пору партии не записывали, и до нас чудом дошла лишь одна — это она и есть — из сыгранных Селезневым. Фамилия его соперника неизвестна. Мы только знаем, что Селезнев играл черными. И еще. Среди шашечных игроков того времени Ивана Петровича чаще именовали по прозвищу Хромой, или Хромых (видимо, вследствие его недуга).
1. сЗ —b4 b6 — с5 2. b2 — сЗ f6 — g5 3. g3—f4 g7 — f6 4. b4 — a5 c5 — b4. Начало называется КОСЯК ХРОМОГО.
5. аЗ:с5 d6:b4 6. f2 — g3! Белые теперь угрожают пойти 7. g3 — h4 и связать левый фланг противника. Ты, конечно, понимаешь, что черным нельзя продолжать 6...g5—h4 из-за 7. сЗ—d4! h4:f2 8. а5:сЗ, и шашка f2 гибнет. Чтобы избежать неприятной связки, им следует произвести размен на е5 (6...f6—е5). Они же в этой партии связку фланга допустили.
6...b4 — аЗ? 7. g3 — h4 е7 —d6?
Один из авторов этой книги (В. Городецкий) доказал, что после этого хода белые могут победить во всех вариантах. Но в прошлом веке это не было известно, и осуждать Хромого за сделанный ход нельзя. Гроссмейстер Валентин Иванович Абаулин (1933—1980) считал, что черным надо играть 7...с7 — b6 8.а5:с7 b8: d6.
8. h2 — g3.
Белые препятствуют размену 8...(16—е5 9. f 4: d6 с7:е5 — в этом случае они выиграли бы шашку: 10. сЗ—b4! аЗ:с5 11. еЗ —f4 g5:e3 12. d2:b4.
8...f8 —g7.
Хотя другие продолжения тоже не могут спасти черных от поражения (при правильной игре противника, разумеется!), все же намного сильнее было пойти 8...d6 — с5. Тогда белым для достижения победы потребовалось бы иметь высшее шашечное образование!
9. e1 — f2 d6—с5 10. сЗ —d4 с7—d6 11. d4:b6 а7:с5 12. a1—b2?
Еще на девятом ходу белые избрали не самое лучшее продолжение. А их последний ход ведет даже к проигрышу! Надо было играть 12. d2—сЗ! с5—b4 13. cЗ— d4
d8 —с7! 14. а5:сЗ d6—е5 15. f4:d6 с7:е5, что давало белым лишнюю шашку, хотя уже и без возможности выиграть.
12...d8—с7! 13.b2 — сЗ
Если теперь черные вздумают прорваться на преддамочное поле b2 хо­дом 13...c7 — b6, они проиграют. Убедись в этом сам. Но черные и не думали о таком прорыве. Они наметили изумительный по красоте и неожиданности путь к победе.

Диаграмма 83

13...c5 —b4! 14. сЗ — d4 аЗ —b2!
Белые сдались. Ясно, что при 15. c1 : е7 черные попадают в дамки на поле e1, а если 15. a5:a1, то 15...d6 — е5Х. И пожалуйста, имей в виду, что ход 14. g1—h2 (вместо 14. сЗ — d4) тоже не спасал от поражения: 14...d6— е5 15. f4:d6 с7:е5 16. еЗ—d4
(16. а5 — b6 b8—а7 17. сЗ:а5 а7:с5 18. d2—c3 е5 — f4X). 16...g5 — f4, и у белых нет удовлетворительных продолжений.

Далее

Вернуться в начало

Главная

 

Содержание:

Сеняспрописной и его гость

Храбрик удостаивает Сеню чести

Главный чемпион мирового класса

Малое кругосветное...

В космос без ракеты

Храбрик играет на рубашке

Храбрик ловит дамку

Вчера, сегодня, завтра

Храбрик объявляет приказ

Грандиозный шашечный бал

Двенадцать быстрых побед

Орешки разгрызаются так!

Как играют в шашки. Правила

(C) 2009-2014 kombinashki.ru